#ГодовщинаПремьеры
В июне 1982 года состоялась премьера фильма «Бегущий по лезвию»
Киноадаптация романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» после публикации в 1968 году была вопросом времени. Это произведение для экранизации рассматривал Мартин Скорсезе. Продюсер Херб Джаффе начал работу в 1970 годах, но Дику не понравился сценарий.
В 1977 году Х. Фэнчер написал свой сценарий и за фильм взялся Ридли Скотт, который хотел уйти в работу после смерти старшего брата. Но и этот сценарий пришлось переписывать, что было сделано Д. Пиплзом. Название картины в ходе работы над ней менялось несколько раз: кроме оригинального названия романа предлагались также «Андроид», «Механизмо», «Опасные дни», «Готэм Сити».
Х. Фэнчер видел в роли Декарда Роберта Митчема, но продюсеры картины начали переговоры с Дастином Хофманом, который в итоге всё же выбыл из проекта из-за разногласий относительно видения персонажа. На главную роль рассматривались также Шон Коннери, Джек Николсон, Пол Ньюман, Клинт Иствуд, Томми Ли Джонс, Арнольд Шварценеггер, Аль Пачино и другие. В конечном итоге выбор остановили на Харрисоне Форде.
На роль Роя Батти Скотт выбрал Рутгера Хауэра, не встречаясь с ним лично. Филип Дик назвал Хауэра идеальным воплощением сверхчеловека, а сам актёр говорил, что считает эту роль самой значимой в карьере. Известно, что он сам переписал финальный текст своего персонажа за ночь до съёмок знаменитого эпизода, а о картине отзывался так: «Фильм не нуждается в каких-то объяснениях. Он лучший и нет ничего подобного. И быть частью шедевра, изменившего мир – это потрясающе!»
Часть материала была снята в здании Брэдбери-билдинг (Лос-Анджелес) и в калифорнийской студии Warner Brothers. Поначалу съёмочная группа выезжала на натурные съёмки в Нью-Йорк, Лондон, Бостон и Атланту, однако довольно скоро стало ясно, что облик города будущего нужно создавать в павильоне студии. В качестве основы Скотт использовал внешний вид Гонконга и индустриальный пейзаж из своего дома в Англии. После окончания съёмок над фильмом в течение года работали специалисты по спецэффектам.
Одним из первых зрителей фильма стал тяжелобольной Филип Дик, на которого фильм произвёл очень хорошее впечатление. Но при этом предложенный режиссёром открытый финал вызвал недоумение аудитории тестовых просмотров, поэтому продюсеры настояли на его замене хэппи-эндом. В результате фильм провалился в прокате, собрав в первый уик-энд всего 6,15 млн долларов.
Сегодня существует несколько версий «Бегущего по лезвию», выпущенное в своё время пятидисковое издание содержит 5 разных вариантов. Режиссерская версия 1992 года, которая и снискала популярность и любовь зрителей, избавилась от закадрового голоса и последней сцены, представив финал в ином свете.
«Бегущий по лезвию» был номинирован на премии «Оскар», «Золотой глобус», «Сатурн» и премии Британской академии. Победы были одержаны в номинациях Британской академии «Лучшая работа оператора», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшие костюмы», а также в номинации премии «Сатурн» 2008 года «Лучшее специальное DVD-издание». В 1993 году «Бегущий по лезвию» включен в Национальный регистр фильмов.